Маркировка товаров, а именно нанесение на каждую единицу продукции уникального кода КиЗ (контрольно идентификационного знака), постепенно внедряется в России с 2018 года. Именно в это время вышел в свет ФЗ 487 от 31 декабря 2017 года. Данный закон является основополагающим документом, однако, если Вам интересны ключевые принципы работы системы обязательной маркировки товаров — ознакомьтесь с
постановлением Правительства РФ 791-р от 28.04.18 г.
Итак, некий цифровой код (Киз) должен наноситься производителем на все выпускаемые им товарные единицы, если данные виды товаров подлежат обязательной маркировке. Этот код поставщик может взять со специального сайта: зарегистрироваться, занести информацию о себе и о товаре, и получить то количество кодов, которое будет указано в заявке (поштучно). Затем он должен нанести полученные коды на все единицы продукции, перед тем как отправит партию поставщикам или продавцам.
В КиЗ содержится информация о товаре и производителе, перечень обязательных полей также регламентируется законодательно. На каждый вид товаров — свой сайт (своя система мониторинга) и список обязательных данных.
КиЗ должен проверяться при любом перемещении товарной единицы — от производителя к поставщику, при приемке у продавца и при продаже. После того, как покупатель оплачивает и забирает товар, КиЗ ликвидируется.
Считается, что КиЗ станет более надежной альтернативой акцизным маркам. Также, с помощью таких кодов можно будет контролировать гораздо большее количество продукции, а не только ту, которая подвергается обязательной сертификации. Цель всего мероприятия — защитить покупателя от подделок.
Ранее маркировке подвергались только алкогольная и лекарственная продукция, изделия из меха, а также табачная продукция (в режиме эксперимента). В 2019 году обязательная маркировка товаров коснется достаточно большого количества производителей, поставщиков и продавцов. КиЗ появится у многих товаров, и его нужно будет проверять как при оприходовании, так и при продаже.
Товары, подлежащие маркировке в 2019 и 2020 гг.
Как и прежде, обязательной маркировке товаров подвергаются:
- алкогольная продукция, с помощью системы
ЕГАИС - изделия из меха, с помощью
информационного ресурса маркировки
В режиме эксперимента, уже подвергаются маркировке:
- лекарственные препараты и медицинские изделия,
- табачные изделия.
Эти и другие эксперименты проводятся под эгидой Центра развития перспективных технологий, на базе сайта
«Честный знак»
На рис.1 показано, когда обязательная маркировка товаров коснется того или иного вида продукции. А именно, когда закончится эксперимент (добровольное тестирование системы мониторинга) и использование КиЗ станет необходимым условием для соблюдения закона.
Как мы видим, совсем скоро маркировка товаров станет обязательной для:
- сигарет и других табачных изделий (март 2019)
- обуви (июль 2019)
- лекарств из перечня высокозатратных нозологий (октябрь 2019)
В декабре этого года промаркируют шины, духи, туалетную воду, пальто и полупальто, плащи, куртки, накидки, ветровки, штормовки, трикотажные блузки, постельное белье, столовое белье, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки. Точная дата старта эксперимента и коммерческого использования по данному вопросу пока неизвестна, за ходом обсуждений можно следить также
на сайте «Честный знак»
В январе 2020 года должны быть промаркированы все лекарственные препараты.
При этом необходимо уточнить, что когда система мониторинга используется в стадии эксперимента — все КиЗ предоставляются бесплатно. В случае начала обязательного (коммерческого использования) они станут для производителя платными. Стоимость КиЗ нужно будет учитывать при формировании цены на продукцию.
Обязательная маркировка товаров с точки зрения продаж — что изменится?
Рассмотрим, как поменяется торговля в малой и средней рознице в связи с введением обязательной маркировки некоторых видов товаров.
Во-первых, магазину будет необходимо наладить электронный документооборот (ЭДО). Вся информация о движении маркированного товара будет передаваться только в электронном виде с помощью УПД (универсального передаточного документа). Теперь, при приемке такого товара магазин должен получить электронный вариант УПД от поставщика и подтвердить его в системе ЭДО.
Существует 2 наиболее очевидных способа реализации этой задачи в малой рознице. Можно предоставить цифровую подпись сотруднику, принимающему товар, и он сам будет подтверждать УПД, полученные от поставщиков, в системе электронного документооборота. Или подтверждать все УПД будет руководитель, а сотрудники — принимать товар «по старинке». Какой способ выбрать — решать владельцу или управляющему, но вариант дублирования одних и тех же действий редко бывает эффективным.
Во-вторых, сильно поменяется сам процесс приемки и продажи промаркированных товаров. На все товарные единицы будет нанесен КиЗ. Это может быть двухмерный штрих-код (2D) или RFID-метка (см. рис 2).
Большинство товаров будет промаркировано двухмернымии штрихкодами DataMatrix, достаточно дорогие RFID-метки сейчас используют для маркировки меховых изделий.
При приемке промаркированного товара будет необходимо считать каждый штрих код 2D сканером и сверить с данные с полученным УПД. Также, этот штрихкод необходимо будет считать при продаже товара покупателю. Сейчас по этой схеме продают алкоголь: кассир считывает 2 штрих-кода (один линейный и второй для ЕГАИС).
Данные о том, что товары вышли из оборота (проданы), собирают ОФД (операторы фискальных данных). Им эту информацию сообщают онлайн-кассы, через электронный чек.
Сейчас многие пишут, что наконец то онлайн-касса становится не просто обязательным элементом в системе продаж, но и очень полезным устройством, способным значительно упростить работу с маркированными товарами. В какой то мере так и есть. Без ККТ нового образца Вы не сможете обойтись, если в Вашем ассортименте есть промаркированные товары (даже в случае законной «отсрочки» на использование онлайн касс). Но если Ваша касса похожа на калькулятор и больше ничего не умеет, кроме как отправлять чеки в ОФД, толку от нее будет мало. Разберемся почему.
Онлайн касса и товародвижение по-новому
Маркировка товаров сильно изменит бизнес процессы в торговле, особенно в малой рознице. Тетрадь или Excel, как одни из разновидностей товароучетной системы, скорее всего в скором времени исчезнут. Слишком много операций будет необходимо записать на бумаге, внести в компьютер, передать в систему ЭДО и пр. Делать все это вручную очень сложно и неэффективно. А компьютер, интернет и онлайн касса уже есть. Вполне достаточный набор для установки системы автоматизации (товароучетной системы) или для использования онлайн-сервиса автоматизации. Вложения минимальны, а польза значительна.
Обычная онлайн-касса с минимальным набором функций, не подключенная к системе автоматизации (учета), просто зарегистрирует продажи промаркированных товаров. Сохранять информацию о проданных товарах будет система автоматизации. Она же будет автоматически списывать товары со склада после продажи, отправлять все необходимые документы в ЭДО (и выгружать) в нужной форме и последовательности, фиксировать каждый этап товародвижения, вести учет доходов, расходов и предоставлять достоверные отчеты за несколько секунд.
Например, программа для магазина Subtotal — это система автоматизации онлайн, которая уже стала связующим звеном между ЕГАИС и продавцами алкоголя. При этом, помимо упрощения взаимодействий с системой мониторинга, ЭДО и ОФД, Subtotal берет на себя и другие задачи. Вы хотите знать, сколько денег сейчас в кассе? Сколько товаров продано, каковы актуальные складские остатки? Все это и многое другое Вы можете посмотреть в Subtotal онлайн.
Как малой и средней рознице подготовиться к маркировке товаров
Попробуем кратко сформулировать, что же нужно сделать бизнесмену, работающему в сфере малого и среднего розничного бизнеса, чтобы подготовиться к продаже маркированных товаров:
- приобрести и зарегистрировать в ИФНС (фискализировать) онлайн кассу (в том числе заключить договор с ОФД и купить (иметь в наличии) квалифицированную электронную цифровую подпись)
- подключиться к системе ЭДО
- приобрести и подключить двумерный сканер штрихкодов
- подключиться к онлайн-сервису автоматизации, который работает с кодам маркировки, или обеспечить работу с кодами маркировки существующего кассового ПО и системы учета
Все эти действия требуют предварительной подготовки (изучения вопроса) или наличия знаний. Вы можете значительно сократить время, которое может быть потрачено на реорганизацию Вашего торгового процесса, приобретение новых устройств и софта, доверив часть работ профессионалам.
В Subtotal можно подключиться к системе автоматизации, купить онлайн кассу и 2D сканер с доставкой по всей России, зарегистрировать кассу и заключить договор с ОФД. Вы получите не только онлайн-кассу «под ключ», полностью готовую к работе с маркированным товарами, но и комплексную автоматизацию Вашего бизнеса.
Благодаря официальному партнерству Subtotal с ведущими российскими производителями кассового и торгового оборудования, компания предлагает наиболее привлекательные на рынке цены. А первый месяц использования сервиса по тарифу «Все включено» (касса, склад, управленческий учет, системы лояльности и т. д.) предоставляется бесплатно.