Posted on

Обязательная маркировка товаров

Маркировка товаров, а именно нанесение на каждую единицу продукции уникального кода КиЗ (контрольно идентификационного знака), постепенно внедряется в России с 2018 года. Именно в это время вышел в свет ФЗ 487 от 31 декабря 2017 года. Данный закон является основополагающим документом, однако, если Вам интересны ключевые принципы работы системы обязательной маркировки товаров — ознакомьтесь с
постановлением Правительства РФ 791-р от 28.04.18 г.

обязательная маркировка товаров

Итак, некий цифровой код (Киз) должен наноситься производителем на все выпускаемые им товарные единицы, если данные виды товаров подлежат обязательной маркировке. Этот код поставщик может взять со специального сайта: зарегистрироваться, занести информацию о себе и о товаре, и получить то количество кодов, которое будет указано в заявке (поштучно). Затем он должен нанести полученные коды на все единицы продукции, перед тем как отправит партию поставщикам или продавцам.

В КиЗ содержится информация о товаре и производителе, перечень обязательных полей также регламентируется законодательно. На каждый вид товаров — свой сайт (своя система мониторинга) и список обязательных данных.

КиЗ должен проверяться при любом перемещении товарной единицы — от производителя к поставщику, при приемке у продавца и при продаже. После того, как покупатель оплачивает и забирает товар, КиЗ ликвидируется.

Считается, что КиЗ станет более надежной альтернативой акцизным маркам. Также, с помощью таких кодов можно будет контролировать гораздо большее количество продукции, а не только ту, которая подвергается обязательной сертификации. Цель всего мероприятия — защитить покупателя от подделок.

Ранее маркировке подвергались только алкогольная и лекарственная продукция, изделия из меха, а также табачная продукция (в режиме эксперимента). В 2019 году обязательная маркировка товаров коснется достаточно большого количества производителей, поставщиков и продавцов. КиЗ появится у многих товаров, и его нужно будет проверять как при оприходовании, так и при продаже.

Товары, подлежащие маркировке в 2019 и 2020 гг.

Как и прежде, обязательной маркировке товаров подвергаются:

В режиме эксперимента, уже подвергаются маркировке:

  • лекарственные препараты и медицинские изделия,
  • табачные изделия.

Эти и другие эксперименты проводятся под эгидой Центра развития перспективных технологий, на базе сайта
«Честный знак»

На рис.1 показано, когда обязательная маркировка товаров коснется того или иного вида продукции. А именно, когда закончится эксперимент (добровольное тестирование системы мониторинга) и использование КиЗ станет необходимым условием для соблюдения закона.

Программа для автоматизации розничных магазинов Subtotal – Обязательная маркировка товаров

Как мы видим, совсем скоро маркировка товаров станет обязательной для:

  • сигарет и других табачных изделий (март 2019)
  • обуви (июль 2019)
  • лекарств из перечня высокозатратных нозологий (октябрь 2019)

В декабре этого года промаркируют шины, духи, туалетную воду, пальто и полупальто, плащи, куртки, накидки, ветровки, штормовки, трикотажные блузки, постельное белье, столовое белье, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки. Точная дата старта эксперимента и коммерческого использования по данному вопросу пока неизвестна, за ходом обсуждений можно следить также
на сайте «Честный знак»

В январе 2020 года должны быть промаркированы все лекарственные препараты.

При этом необходимо уточнить, что когда система мониторинга используется в стадии эксперимента — все КиЗ предоставляются бесплатно. В случае начала обязательного (коммерческого использования) они станут для производителя платными. Стоимость КиЗ нужно будет учитывать при формировании цены на продукцию.

Обязательная маркировка товаров с точки зрения продаж — что изменится?

Рассмотрим, как поменяется торговля в малой и средней рознице в связи с введением обязательной маркировки некоторых видов товаров.

Во-первых, магазину будет необходимо наладить электронный документооборот (ЭДО). Вся информация о движении маркированного товара будет передаваться только в электронном виде с помощью УПД (универсального передаточного документа). Теперь, при приемке такого товара магазин должен получить электронный вариант УПД от поставщика и подтвердить его в системе ЭДО.

Существует 2 наиболее очевидных способа реализации этой задачи в малой рознице. Можно предоставить цифровую подпись сотруднику, принимающему товар, и он сам будет подтверждать УПД, полученные от поставщиков, в системе электронного документооборота. Или подтверждать все УПД будет руководитель, а сотрудники — принимать товар «по старинке». Какой способ выбрать — решать владельцу или управляющему, но вариант дублирования одних и тех же действий редко бывает эффективным.

Во-вторых, сильно поменяется сам процесс приемки и продажи промаркированных товаров. На все товарные единицы будет нанесен КиЗ. Это может быть двухмерный штрих-код (2D) или RFID-метка (см. рис 2).

обязательная маркировка товаров

Большинство товаров будет промаркировано двухмернымии штрихкодами DataMatrix, достаточно дорогие RFID-метки сейчас используют для маркировки меховых изделий.

При приемке промаркированного товара будет необходимо считать каждый штрих код 2D сканером и сверить с данные с полученным УПД. Также, этот штрихкод необходимо будет считать при продаже товара покупателю. Сейчас по этой схеме продают алкоголь: кассир считывает 2 штрих-кода (один линейный и второй для ЕГАИС).

Данные о том, что товары вышли из оборота (проданы), собирают ОФД (операторы фискальных данных). Им эту информацию сообщают онлайн-кассы, через электронный чек.

Сейчас многие пишут, что наконец то онлайн-касса становится не просто обязательным элементом в системе продаж, но и очень полезным устройством, способным значительно упростить работу с маркированными товарами. В какой то мере так и есть. Без ККТ нового образца Вы не сможете обойтись, если в Вашем ассортименте есть промаркированные товары (даже в случае законной «отсрочки» на использование онлайн касс). Но если Ваша касса похожа на калькулятор и больше ничего не умеет, кроме как отправлять чеки в ОФД, толку от нее будет мало. Разберемся почему.

Онлайн касса и товародвижение по-новому

Маркировка товаров сильно изменит бизнес процессы в торговле, особенно в малой рознице. Тетрадь или Excel, как одни из разновидностей товароучетной системы, скорее всего в скором времени исчезнут. Слишком много операций будет необходимо записать на бумаге, внести в компьютер, передать в систему ЭДО и пр. Делать все это вручную очень сложно и неэффективно. А компьютер, интернет и онлайн касса уже есть. Вполне достаточный набор для установки системы автоматизации (товароучетной системы) или для использования онлайн-сервиса автоматизации. Вложения минимальны, а польза значительна.

Обычная онлайн-касса с минимальным набором функций, не подключенная к системе автоматизации (учета), просто зарегистрирует продажи промаркированных товаров. Сохранять информацию о проданных товарах будет система автоматизации. Она же будет автоматически списывать товары со склада после продажи, отправлять все необходимые документы в ЭДО (и выгружать) в нужной форме и последовательности, фиксировать каждый этап товародвижения, вести учет доходов, расходов и предоставлять достоверные отчеты за несколько секунд.

Например, программа для магазина Subtotal — это система автоматизации онлайн, которая уже стала связующим звеном между ЕГАИС и продавцами алкоголя. При этом, помимо упрощения взаимодействий с системой мониторинга, ЭДО и ОФД, Subtotal берет на себя и другие задачи. Вы хотите знать, сколько денег сейчас в кассе? Сколько товаров продано, каковы актуальные складские остатки? Все это и многое другое Вы можете посмотреть в Subtotal онлайн.

Как малой и средней рознице подготовиться к маркировке товаров

Попробуем кратко сформулировать, что же нужно сделать бизнесмену, работающему в сфере малого и среднего розничного бизнеса, чтобы подготовиться к продаже маркированных товаров:

  • приобрести и зарегистрировать в ИФНС (фискализировать) онлайн кассу (в том числе заключить договор с ОФД и купить (иметь в наличии) квалифицированную электронную цифровую подпись)
  • подключиться к системе ЭДО
  • приобрести и подключить двумерный сканер штрихкодов
  • подключиться к онлайн-сервису автоматизации, который работает с кодам маркировки, или обеспечить работу с кодами маркировки существующего кассового ПО и системы учета

Все эти действия требуют предварительной подготовки (изучения вопроса) или наличия знаний. Вы можете значительно сократить время, которое может быть потрачено на реорганизацию Вашего торгового процесса, приобретение новых устройств и софта, доверив часть работ профессионалам.

В Subtotal можно подключиться к системе автоматизации, купить онлайн кассу и 2D сканер с доставкой по всей России, зарегистрировать кассу и заключить договор с ОФД. Вы получите не только онлайн-кассу «под ключ», полностью готовую к работе с маркированным товарами, но и комплексную автоматизацию Вашего бизнеса.

Благодаря официальному партнерству Subtotal с ведущими российскими производителями кассового и торгового оборудования, компания предлагает наиболее привлекательные на рынке цены. А первый месяц использования сервиса по тарифу «Все включено» (касса, склад, управленческий учет, системы лояльности и т. д.) предоставляется бесплатно.